Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает малышу адаптироваться к новым условиям жизни, постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения.
Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира строится исследовательское обучение, позволяющее ребенку занять активную исследовательскую позицию, проявить познавательную активность, самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и чувствует сам. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Предлагаем Вам провести не сложные опыты:
«АЙСБЕРГ»
Наполните водой воздушный шарик и положите его в морозилку. Часов через десять вода в шарике застынет, и вы сможете разрезать его ножницами. Ледяную глыбу положите ведро с водой. Лед плавает. Расскажите ребёнку о том, что во время замораживания воды в ней также замораживаются частички воздуха. Именно это позволяет замороженной воде плавать на поверхности жидкой. Этот опыт позволит вам наглядно показать ребёнку, как «работает» айсберг и почему он таит в себе опасность для кораблей, находящихся рядом с ним.
«КРУЖАЩИЕСЯ БЛЕСТКИ»
Видели когда-нибудь новогодние шары? Обычно внутри таких шаров стоит домик или чья-то фигура... Встряхнешь такой шар, и в нем начинает кружиться вихрь снежинок. Попробуйте добиться такого эффекта при помощи подручных средств!
Материалы, которые Вам понадобятся:
- стеклянная банка с крышкой;
- блестки;
- глицерин.
Порядок действий:
1. Наливаем в банку кипяченую воду, добавляем в нее глицерин и блестки. Закрываем крышкой.
2. Встряхиваем банку. Блестки плавно кружатся в воде и не спешат падать.
Объяснение опыта: Глицерин хорошо поддается желированию. Поэтому блёстки при встряхивании опускаются на дно не сразу, а постепенно, напоминая тем самым падение снега.
Родители должны знать, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка...). Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно попытается найти ответы на интересующие его вопросы. Давайте не будем губить первые ростки интереса к окружающему миру, и попробуем поиграть с ребёнком в настоящих учёных. Кто знает, может через пару лет десятков лет именно ваш любознательный малыш получит Нобелевскую премию.
Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей
к познавательному экспериментированию?
• Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
• Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
• Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
• Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
• Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
• Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
• Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
• С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
• Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).
Еще в дошкольном детстве закладываются интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества. Труд должен органично войти в жизнь ребенка и содействовать его успешному всестороннему развитию. В процессе трудовой деятельности развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля.
Современный образовательный процесс воспитания и обучения дошкольников регламентируется Федеральным образовательной программой, согласно которому, трудовое воспитание, предполагает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества, развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.
Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, самостоятельности.
В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему. Некоторые родители, понимая, что ребенок дошкольного возраста должен посильно трудиться, не представляют, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки, как сделать выполнение им трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом должны изменяться эти обязанности, руководство и контроль со стороны взрослых.
Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся «Программой воспитания в детском саду», знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении.
Трудовые поручения для детей 5-7 лет:
- Приводить в порядок шкаф с игрушками.
- Протирать подоконники влажной тряпкой в спальне.
- Помогать застилать чистое белье, надевать наволочки.
- Приводить в порядок огород (очищать от мусора и камней).
- Приводить в порядок игрушки (мыть, сушить, протирать).
- Подметать комнату.
- Стирать салфетки, тряпочки.
Игра как средство воспитания - в современном обществе это тема актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка не просто интересное время провождения, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношения, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками, взрослыми.
Принято называть игру «спутником детства». У детей оно составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом, и учением. Многие серьёзные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, активно работает в процессе игры, и ещё усиливается его воображение, память, эмоциональные и волевые проявления. Кроме этого, в игре формируется стиль отношения, общения со сверстниками, и с взрослыми, воспитываются чувства и вкусы.
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания. Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Основное значение игры, связанной с земным воображением, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей среды, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новые явления и явления знакомыми предметами (кресло-космическая ракета, плюшевый пингвинчик - уважаемый путешественник).
Выделяются разные виды игр и их влияния на развитие детей:
Сюжетно-ролевые игры. Рассматривая какую-то роль (врача, шофера), ребенок не просто примеряет себе профессию и особенности чужой личности: он в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и сдерживающая тем самым свою собственную личность. Игра оказывает большое влияние на воспитание у детей образы и манеры поведения (например, в таких играх, как «Детский сад», «Больница», «День рождения» у детей воспитывается скромность, честность, смелость, инициативность, желание поддержать других людей).
Подвижные игры. Удовлетворяют потребность растущего ребёнка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Развивают быстроту реакции, находчивость и сообразительность, умение быстро и точно оценивать обстановку.
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Важнейшим качеством воспитания становится и игрушка, формирующая представление о мире, развивающийся вкус, нравственные чувства.
Многочисленные исследования показывают о том, что при тактичном, педагогически руководящем руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образовательному мышлению, воображению), усилению его интересов, развитию речи. Прежде всего, это содействуют дидактическим играм: «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Назови слово» и т. д.
Роль игры во всестороннем развитии и воспитании детей:
Умственное воспитание. Содержание игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.
Развитие сенсорных способностей. Игры направлены на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов (цвета, формы, величины).
Развитие речи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Нравственное воспитание. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Игра - это ведущая деятельность дошкольника. Через игру ребенок знакомится с социальными нормами, развиваются его умения и навыки. В игре у малыша растёт интерес и мотивация к занятиям.
Что же такое нейропсихологические игры?
Нейроигры - это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозг. Они способствуют развитию памяти, внимания, восприятия, логики, умению делать выводы и прогнозировать результат. Воздействие нейропсихологических игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект.
Такие игры особенно полезны ребятам, которым сложно сосредоточиться, запомнить материал, переключиться с одного вида деятельности на другой, тем, у кого есть проблемы с поведением и обучением. Они будут полезны тревожным детям, которые боятся ошибок, импульсивным или, наоборот, медлительным детям.
Рекомендации по проведению нейроигр:
1. Прежде чем приступить к нейропсихологическим упражнениям, убедитесь, что ребёнок в хорошем настроении.
2. Не настаивайте и не перегружайте малыша занятиями, иначе достичь нужного эффекта не получится. Ребёнок начнёт протестовать и вовсе откажется от каких-либо совместных игр.
3. Комбинируйте упражнения, чередуйте подвижные и спокойные занятия.
4. Начинайте с простых и доступных для малыша игр, чтобы он видел, что может с ними справиться. Постепенно добавляйте более сложные упражнения.
5. Достаточно проводить занятия до получаса, главное - регулярно.
6. Не забывайте хвалить ребёнка за успехи, не акцентируйте внимание на том, что не получается.
7. И всегда помните - это игра в удовольствие, а не урок.
Варианты игр дома:
1. Игры с мячом
Игры могут быть разнообразными: кидать мяч, подбрасывать вверх, ловить, перекидывать друг другу, сбивать мишень, катать по полу, играть в футбол, забрасывать мяч в игрушечное кольцо, закатывать в воротца.
2. Пальчиковая гимнастика
Развитие мелкой моторики рук напрямую связано с мышлением и речью ребенка. Случается, что у детей мелкая моторика плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры. Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики кисть руки становится более гибкой. Сопровождать такие игры желательно потешками и стихами.
3. Графический диктант
Приготовьте листочек в клеточку. Вы диктуете, а ребенок рисует. Например, 2 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо, 3 вверх. Задача дошкольника быть внимательным и чётко следовать инструкциям. В итоге должен получиться рисунок.
4. Рисование двумя руками
Такая нестандартная техника творчества активизирует сразу оба полушария головного мозга. Рисование двумя руками повышает умственную способность и работоспособность, а также снимает тревожность, которая часто мешает сосредотачиваться на заданиях. Предложите ребёнку нарисовать одновременно двумя руками какую-либо фигуру Для таких занятий можно использовать симметричные рисунки, где нужно одновременно двумя руками обвести изображение по линиям. Рисовать можно карандашами, фломастерами или ручкой.
5. Дыхательная гимнастика
Сильный речевой выдох важен не только для правильного произношения звуков. Дыхательная гимнастика еще и повышает тонус деятельности мозга.
Что можно делать:
• пускать мыльные пузыри:
· дуть через соломинку:
· дуть на игрушечный флюгер:
• сдувать бумажную салфетку или перо со стола в нужном направлении;
• дуть на бумажные кораблики, плавающие в воде.
6. Игры-путаницы
Взрослый говорит, какое действие необходимо выполнить, но сам при этом делает что-то другое. Например, нужно положить правую руку на бок, но он поднимает левую руку. Задача ребёнка - выполнить названное, а не показанное движение. Для этого нужно внимательно слушать, что говорит мама или папа. Такое упражнение отлично улучшает концентрацию.
7. Кинезиологические упражнения
«Черепашка»
Одна черепашка прячет голову в панцирь - ребёнок сжимает правую руку в кулак. Другая черепашка выглядывает из своего домика - левая ладонь раскрыта.
Потом меняем руки. Повторяем упражнение несколько раз. И усложняем гимнастику. В момент смены положения рук делаем хлопок. Постепенно ускоряемся.
«Твистер для рук»
Нужно перекладывать ладошки с одного цвета на другой, как укажет стрелка. Играть можно вдвоём. «Твистер» удобно располагать на столе.
«Кольцо»
Упражнение, которое можно делать «между делом»: в дороге, на прогулке, в очереди, дома. Малыш перебирает пальчиками, соединяя большой палец со всеми остальными по очереди.
Правильное отношение детей к природе начинается в семье. В условиях семьи имеет значение атмосфера "направленности" на природу: интерес взрослых к растениям и животным, с/х работам; примеры положительного отношения взрослых к природе. Интерес и дела взрослых, связанные с миром природы, могут стать средством воспитания детей: увлечение комнатными растениями, присутствием домашних животных в доме, приусадебный участок и работа вместе с детьми на нём. Игра и развлечение тоже могут служить средством воспитания у детей любви к природе. Просмотр кинофильмов, диафильмов о природе, чтение книг - это тоже средства, которые могут быть использованы родителями в воспитание детей. Под их влиянием рождается интерес к природе, жизни живых существ. Зеленое царство комнатных растений начинает вызывать интерес ребенка, если взрослые постепенно вовлекут его в наблюдение за таинственным миром комнатной флоры. Приучая к регулярным наблюдениям, взрослые показывают их окраску и рисунок на листочках декоративных растений.
Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно другую форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого зависят от того: полили его или нет, много или мало, холодной водой или теплой. Только с помощью взрослых ребенок может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы.
Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные его признаки и состояния - это задача не только эстетического, но и умственного, и нравственного воспитания.
- А зачем мы поливаем растения? - может задать вопрос взрослый ребенку.
Пусть он сам делает выводы, и только потом можно объяснить, что растения живые, они пьют воду и растут, становятся красивыми.
И так постепенно взрослые не только наблюдают за растениями, и ухаживают за ними, но и приучают детей к труду.
Животные в доме, как и растения, приносят большую радость всем членам семьи. Животный мир очень привлекателен для малышей. И это не случайно! В отличие от растений, животные обладают поведением, животные - это живые существа. Животные в доме - это могучий фактор воспитания детей. Это должны знать взрослые. Общение ребенка с животными приносит пользу, если взрослый контролирует это общение.
Нужно знать, как нужно себя вести с животным миром. Например, имея аквариум с рыбками, важно не только наблюдение, но и совместное кормление рыбок, смена воды, подача кислорода. Уход, например, за домашними птичками (канарейками, попугаями) не сложен, но более ответственен, чем за рыбами. Птицы не выносят грязной воды, не выдерживают голода. Эти птицы хорошо приживаются, быстро привыкают к людям.
За ними нужно ухаживать, относиться осторожно и бережно. Ребенок должен постепенно научиться ухаживать за пернатыми друзьями.
Взрослые вместе с детьми могут ухаживать и за хомячком, и за черепахой, и за морской свинкой, и за кошкой, и за собакой.
Приобщать ребенка к природе нужно в любом случае. В зимнее время - это подкормка птиц. Как хорошо смастерить для этого кормушку! Здесь можно не только подкармливать птиц, но и наблюдать за ними, за их поведением, повадками, внешнем виде. Весной - вешают скворечники. Можно одновременно и выучить стихи, загадки о растительном и животном мире.
Игра тоже помогает воспитывать интерес детей к природе. Если родители приобщают их к природе через наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и т. д., то заинтересованность ребенка непосредственно отразится в играх. Сюжетно - ролевые, дидактические игры развивают восприятие, речь, умение анализировать и описывать. Ценным также считается изготовление поделок из природного материала.