Нейрогимнастика — это одна из форм нейропсихологической коррекции. Она может представлять собой специальные игровые занятия с элементами арт-терапии, комплексы упражнений, которые направлены на синхронизацию работы правого и левого полушарий, на развитие мозолистого тела, подкорковых структур и связей между этими структурами и корой головного мозга. Двигательная (или сенсомоторная) и когнитивная активность помогают исправлять нарушения в становлении внутренних процессов, психических функций, возвращать в норму работу мозга и его важных центров.
Систематическое выполнение нейроупражнений обеспечивает весьма ощутимый эффект:
Зарядка для мозга полезна и маленьким, и взрослым. Но все же более заметные результаты применение этого метода дает в детском возрасте, поскольку именно в этот период у человека закладывается фундамент интеллекта, выстраиваются связи между левой и правой половинками головного мозга. Эффект от выполнения нейроупражнений проявляется, например, в том, что дети становятся более собранными, организованными, начинают лучше учиться, перестают капризничать, плохо себя вести.
Нейропсихологическая коррекция предусматривает работу в нескольких направлениях:
Двигательное или сенсомоторное помогает восстановить или развить способности управлять своим телом, синхронизировать движения рук и глаз при совершении каких-то действий, ориентироваться в пространстве и т. п.
Когнитивное способствует развитию познавательных функций — внимания, памяти, речи, мышления.
Эмоционально-личностное работает над формированием навыков общения, развивает навыки самооценки и саморегуляции и т. д.
Приоритетное направление коррекции выбирает специалист — исходя из результатов обследования и особенностей нарушений у конкретного пациента, а также в зависимости от целей коррекционной работы.
Выделяют несколько основных видов нейрогимнастических упражнений:
Артикуляционные. Этот блок упражнений задействуют, когда имеют место задержки речевого развития, проблемы с произношением. Элементы нейрогимнастики включают в логоритмику. Это эффективная методика коррекции речевых нарушений и развития речевых навыков у детей, которая представляет собой микс из проговаривания различных слов, напевания песенок, ритмичных движений (ходьбы, марширования) и танцев под музыку.
Глазодвигательные. Способствуют развитию взаимодействия левого и правого полушарий головного мозга, расширяют возможности зрительного восприятия (благодаря этому ребенку становится легче воспринимать информацию, например, на уроках в школе).
Двигательные в сочетании с растяжками. Дают ребенку возможность лучше понимать свое тело, научиться им управлять, координировать свои движения, ориентироваться в пространстве. Растяжки помогают снять излишнее напряжение в мышцах (при гипертонусе), улучшают восприятие новой информации, облегчают развитие навыков письма и чтения.
Дыхательные. Способствуют насыщению крови и тканей кислородом, нормализации дыхания, за счет чего снижают излишнюю эмоциональную возбудимость, гиперактивность, успокаивают ЦНС. Ребята меньше переживают, становятся более усидчивыми, им проще управлять своими эмоциями.
Направленные на развитие когнитивных навыков. Улучшают внимание, память, развивают мыслительные способности, логику. Юные пациенты учатся сосредотачиваться, работать, не отвлекаясь.
При выполнении упражнений всегда продвигаются от простого к сложному. Систематические занятия благоприятно влияют на психическое развитие, на эмоциональное и физическое состояние ребенка, делают его более уверенным в себе.
Детство — время активного развития, как в физическом, так и в психическом плане. Человек пополняет свой багаж знаний, умений и навыков поэтапно. Поэтому и нейропсихологические упражнения группируются в зависимости от возраста.
В первые 12 месяцев жизни малыш активно знакомится с окружающим миром — тщательно его ощупывает, пробует на вкус, внимательно слушает речь родителей. Из доступных для крохи упражнений наиболее полезны массаж и водные процедуры (плавание).
Нейроупражнения для «годовасиков» просты и немногочисленны:
сказки и стишки (главное — не количество прочитанного, а повторение знакомых историй);
игра с кубиками и другими небольшими игрушками (для развития моторики).
Такие элементарные «развлечения» помогают функциональному развитию крохи.