Игра как средство воспитания - в современном обществе это тема актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка не просто интересное время провождения, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношения, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками, взрослыми.
Принято называть игру «спутником детства». У детей оно составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом, и учением. Многие серьёзные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, активно работает в процессе игры, и ещё усиливается его воображение, память, эмоциональные и волевые проявления. Кроме этого, в игре формируется стиль отношения, общения со сверстниками, и с взрослыми, воспитываются чувства и вкусы.
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания. Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Основное значение игры, связанной с земным воображением, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей среды, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новые явления и явления знакомыми предметами (кресло-космическая ракета, плюшевый пингвинчик - уважаемый путешественник).
Выделяются разные виды игр и их влияния на развитие детей:
Сюжетно-ролевые игры. Рассматривая какую-то роль (врача, шофера), ребенок не просто примеряет себе профессию и особенности чужой личности: он в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и сдерживающая тем самым свою собственную личность. Игра оказывает большое влияние на воспитание у детей образы и манеры поведения (например, в таких играх, как «Детский сад», «Больница», «День рождения» у детей воспитывается скромность, честность, смелость, инициативность, желание поддержать других людей).
Подвижные игры. Удовлетворяют потребность растущего ребёнка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Развивают быстроту реакции, находчивость и сообразительность, умение быстро и точно оценивать обстановку.
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Важнейшим качеством воспитания становится и игрушка, формирующая представление о мире, развивающийся вкус, нравственные чувства.
Многочисленные исследования показывают о том, что при тактичном, педагогически руководящем руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образовательному мышлению, воображению), усилению его интересов, развитию речи. Прежде всего, это содействуют дидактическим играм: «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Назови слово» и т. д.
Роль игры во всестороннем развитии и воспитании детей:
Умственное воспитание. Содержание игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.
Развитие сенсорных способностей. Игры направлены на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов (цвета, формы, величины).
Развитие речи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Нравственное воспитание. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Игра - это ведущая деятельность дошкольника. Через игру ребенок знакомится с социальными нормами, развиваются его умения и навыки. В игре у малыша растёт интерес и мотивация к занятиям.
Что же такое нейропсихологические игры?
Нейроигры - это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозг. Они способствуют развитию памяти, внимания, восприятия, логики, умению делать выводы и прогнозировать результат. Воздействие нейропсихологических игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект.
Такие игры особенно полезны ребятам, которым сложно сосредоточиться, запомнить материал, переключиться с одного вида деятельности на другой, тем, у кого есть проблемы с поведением и обучением. Они будут полезны тревожным детям, которые боятся ошибок, импульсивным или, наоборот, медлительным детям.
Рекомендации по проведению нейроигр:
1. Прежде чем приступить к нейропсихологическим упражнениям, убедитесь, что ребёнок в хорошем настроении.
2. Не настаивайте и не перегружайте малыша занятиями, иначе достичь нужного эффекта не получится. Ребёнок начнёт протестовать и вовсе откажется от каких-либо совместных игр.
3. Комбинируйте упражнения, чередуйте подвижные и спокойные занятия.
4. Начинайте с простых и доступных для малыша игр, чтобы он видел, что может с ними справиться. Постепенно добавляйте более сложные упражнения.
5. Достаточно проводить занятия до получаса, главное - регулярно.
6. Не забывайте хвалить ребёнка за успехи, не акцентируйте внимание на том, что не получается.
7. И всегда помните - это игра в удовольствие, а не урок.
Варианты игр дома:
1. Игры с мячом
Игры могут быть разнообразными: кидать мяч, подбрасывать вверх, ловить, перекидывать друг другу, сбивать мишень, катать по полу, играть в футбол, забрасывать мяч в игрушечное кольцо, закатывать в воротца.
2. Пальчиковая гимнастика
Развитие мелкой моторики рук напрямую связано с мышлением и речью ребенка. Случается, что у детей мелкая моторика плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры. Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики кисть руки становится более гибкой. Сопровождать такие игры желательно потешками и стихами.
3. Графический диктант
Приготовьте листочек в клеточку. Вы диктуете, а ребенок рисует. Например, 2 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо, 3 вверх. Задача дошкольника быть внимательным и чётко следовать инструкциям. В итоге должен получиться рисунок.
4. Рисование двумя руками
Такая нестандартная техника творчества активизирует сразу оба полушария головного мозга. Рисование двумя руками повышает умственную способность и работоспособность, а также снимает тревожность, которая часто мешает сосредотачиваться на заданиях. Предложите ребёнку нарисовать одновременно двумя руками какую-либо фигуру Для таких занятий можно использовать симметричные рисунки, где нужно одновременно двумя руками обвести изображение по линиям. Рисовать можно карандашами, фломастерами или ручкой.
5. Дыхательная гимнастика
Сильный речевой выдох важен не только для правильного произношения звуков. Дыхательная гимнастика еще и повышает тонус деятельности мозга.
Что можно делать:
• пускать мыльные пузыри:
· дуть через соломинку:
· дуть на игрушечный флюгер:
• сдувать бумажную салфетку или перо со стола в нужном направлении;
• дуть на бумажные кораблики, плавающие в воде.
6. Игры-путаницы
Взрослый говорит, какое действие необходимо выполнить, но сам при этом делает что-то другое. Например, нужно положить правую руку на бок, но он поднимает левую руку. Задача ребёнка - выполнить названное, а не показанное движение. Для этого нужно внимательно слушать, что говорит мама или папа. Такое упражнение отлично улучшает концентрацию.
7. Кинезиологические упражнения
«Черепашка»
Одна черепашка прячет голову в панцирь - ребёнок сжимает правую руку в кулак. Другая черепашка выглядывает из своего домика - левая ладонь раскрыта.
Потом меняем руки. Повторяем упражнение несколько раз. И усложняем гимнастику. В момент смены положения рук делаем хлопок. Постепенно ускоряемся.
«Твистер для рук»
Нужно перекладывать ладошки с одного цвета на другой, как укажет стрелка. Играть можно вдвоём. «Твистер» удобно располагать на столе.
«Кольцо»
Упражнение, которое можно делать «между делом»: в дороге, на прогулке, в очереди, дома. Малыш перебирает пальчиками, соединяя большой палец со всеми остальными по очереди.
Правильное отношение детей к природе начинается в семье. В условиях семьи имеет значение атмосфера "направленности" на природу: интерес взрослых к растениям и животным, с/х работам; примеры положительного отношения взрослых к природе. Интерес и дела взрослых, связанные с миром природы, могут стать средством воспитания детей: увлечение комнатными растениями, присутствием домашних животных в доме, приусадебный участок и работа вместе с детьми на нём. Игра и развлечение тоже могут служить средством воспитания у детей любви к природе. Просмотр кинофильмов, диафильмов о природе, чтение книг - это тоже средства, которые могут быть использованы родителями в воспитание детей. Под их влиянием рождается интерес к природе, жизни живых существ. Зеленое царство комнатных растений начинает вызывать интерес ребенка, если взрослые постепенно вовлекут его в наблюдение за таинственным миром комнатной флоры. Приучая к регулярным наблюдениям, взрослые показывают их окраску и рисунок на листочках декоративных растений.
Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно другую форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого зависят от того: полили его или нет, много или мало, холодной водой или теплой. Только с помощью взрослых ребенок может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы.
Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные его признаки и состояния - это задача не только эстетического, но и умственного, и нравственного воспитания.
- А зачем мы поливаем растения? - может задать вопрос взрослый ребенку.
Пусть он сам делает выводы, и только потом можно объяснить, что растения живые, они пьют воду и растут, становятся красивыми.
И так постепенно взрослые не только наблюдают за растениями, и ухаживают за ними, но и приучают детей к труду.
Животные в доме, как и растения, приносят большую радость всем членам семьи. Животный мир очень привлекателен для малышей. И это не случайно! В отличие от растений, животные обладают поведением, животные - это живые существа. Животные в доме - это могучий фактор воспитания детей. Это должны знать взрослые. Общение ребенка с животными приносит пользу, если взрослый контролирует это общение.
Нужно знать, как нужно себя вести с животным миром. Например, имея аквариум с рыбками, важно не только наблюдение, но и совместное кормление рыбок, смена воды, подача кислорода. Уход, например, за домашними птичками (канарейками, попугаями) не сложен, но более ответственен, чем за рыбами. Птицы не выносят грязной воды, не выдерживают голода. Эти птицы хорошо приживаются, быстро привыкают к людям.
За ними нужно ухаживать, относиться осторожно и бережно. Ребенок должен постепенно научиться ухаживать за пернатыми друзьями.
Взрослые вместе с детьми могут ухаживать и за хомячком, и за черепахой, и за морской свинкой, и за кошкой, и за собакой.
Приобщать ребенка к природе нужно в любом случае. В зимнее время - это подкормка птиц. Как хорошо смастерить для этого кормушку! Здесь можно не только подкармливать птиц, но и наблюдать за ними, за их поведением, повадками, внешнем виде. Весной - вешают скворечники. Можно одновременно и выучить стихи, загадки о растительном и животном мире.
Игра тоже помогает воспитывать интерес детей к природе. Если родители приобщают их к природе через наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и т. д., то заинтересованность ребенка непосредственно отразится в играх. Сюжетно - ролевые, дидактические игры развивают восприятие, речь, умение анализировать и описывать. Ценным также считается изготовление поделок из природного материала.