Источник: https://rosinka63.nubex.ru/5529/23698/24344/27473/

Нейрогимнастика — это одна из форм нейропсихологической коррекции. Она может представлять собой специальные игровые занятия с элементами арт-терапии, комплексы упражнений, которые направлены на синхронизацию работы правого и левого полушарий, на развитие мозолистого тела, подкорковых структур и связей между этими структурами и корой головного мозга. Двигательная (или сенсомоторная) и когнитивная активность помогают исправлять нарушения в становлении внутренних процессов, психических функций, возвращать в норму работу мозга и его важных центров. 
Систематическое выполнение нейроупражнений обеспечивает весьма ощутимый эффект:

  • - увеличивает скорость восприятия и обработки информации;
  • - благоприятно влияет на внимание и память;
  • - стимулирует кровообращение;
  • - способствует развитию мышления и речи;
  • - помогает справиться с дислексией (проблемами с чтением) и дисграфией (проблемами с письменной речью);
  • - способствует развитию моторики (общей и мелкой);
  • - повышает устойчивость к стрессовым ситуациям и т. д. 

Зарядка для мозга полезна и маленьким, и взрослым. Но все же более заметные результаты применение этого метода дает в детском возрасте, поскольку именно в этот период у человека закладывается фундамент интеллекта, выстраиваются связи между левой и правой половинками головного мозга.  Эффект от выполнения нейроупражнений проявляется, например, в том, что дети становятся более собранными, организованными, начинают лучше учиться, перестают капризничать, плохо себя вести.

Направления нейрокоррекции и виды нейроупражнений

Нейропсихологическая коррекция предусматривает работу в нескольких направлениях:

  • Двигательное или сенсомоторное помогает восстановить или развить способности управлять своим телом, синхронизировать движения рук и глаз при совершении каких-то действий, ориентироваться в пространстве и т. п. 

  • Когнитивное способствует развитию познавательных функций — внимания, памяти, речи, мышления. 

  • Эмоционально-личностное работает над формированием навыков общения, развивает навыки самооценки и саморегуляции и т. д. 

Приоритетное направление коррекции выбирает специалист — исходя из результатов обследования и особенностей нарушений у конкретного пациента, а также в зависимости от целей коррекционной работы. 

Выделяют несколько основных видов нейрогимнастических упражнений:

  • Артикуляционные. Этот блок упражнений задействуют, когда имеют место задержки речевого развития, проблемы с произношением. Элементы нейрогимнастики включают в логоритмику. Это эффективная методика коррекции речевых нарушений и развития речевых навыков у детей, которая представляет собой микс из проговаривания различных слов, напевания песенок, ритмичных движений (ходьбы, марширования) и танцев под музыку. 

  • Глазодвигательные. Способствуют развитию взаимодействия левого и правого полушарий головного мозга, расширяют возможности зрительного восприятия (благодаря этому ребенку становится легче воспринимать информацию, например, на уроках в школе). 

  • Двигательные в сочетании с растяжками. Дают ребенку возможность лучше понимать свое тело, научиться им управлять, координировать свои движения, ориентироваться в пространстве. Растяжки помогают снять излишнее напряжение в мышцах (при гипертонусе), улучшают восприятие новой информации, облегчают развитие навыков письма и чтения. 

  • Дыхательные. Способствуют насыщению крови и тканей кислородом, нормализации дыхания, за счет чего снижают излишнюю эмоциональную возбудимость, гиперактивность, успокаивают ЦНС. Ребята меньше переживают, становятся более усидчивыми, им проще управлять своими эмоциями. 

  • Направленные на развитие когнитивных навыков. Улучшают внимание, память, развивают мыслительные способности, логику. Юные пациенты учатся сосредотачиваться, работать, не отвлекаясь. 

При выполнении упражнений всегда продвигаются от простого к сложному. Систематические занятия благоприятно влияют на психическое развитие, на эмоциональное и физическое состояние ребенка, делают его более уверенным в себе. 

Нейроупражнения для детей от 0 до 2 лет

Детство — время активного развития, как в физическом, так и в психическом плане. Человек пополняет свой багаж знаний, умений и навыков поэтапно. Поэтому и нейропсихологические упражнения группируются в зависимости от возраста.

До 1 года 

В первые 12 месяцев жизни малыш активно знакомится с окружающим миром — тщательно его ощупывает, пробует на вкус, внимательно слушает речь родителей. Из доступных для крохи упражнений наиболее полезны массаж и водные процедуры (плавание). 

От 1 года до 2 лет

Нейроупражнения для «годовасиков» просты и немногочисленны: 

  • сказки и стишки (главное — не количество прочитанного, а повторение знакомых историй);

  • игра с кубиками и другими небольшими игрушками (для развития моторики). 

Такие элементарные «развлечения» помогают функциональному развитию крохи. 

 

МДОУ "Детский сад №63"

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.