Детское словотворчество - это процесс создания новых слов, которые отражают понимание мира ребенком. Дети часто используют слова, которые не существуют в языке, чтобы описать свои чувства и эмоции, а также для обозначения новых предметов и явлений. Они могут добавлять к словам суффиксы, приставки или изменять их форму, чтобы создать новые слова.
Также дети могут создавать новые слова, комбинируя уже существующие слова в новые словосочетания.
Детское словотворчество имеет большое значение в развитии речи. Оно помогает детям осваивать новые слова и выражения, которые они могут использовать в своей речи. Когда дети придумывают свои собственные слова, они учатся создавать новые комбинации звуков и слов, что помогает им развивать свой словарный запас и улучшать свою речь.
Кроме того, детское словотворчество может помочь детям лучше понимать значение слов. Когда дети создают свои собственные слова, они могут лучше понять, как слова связаны друг с другом и какие ассоциации они вызывают. Это может помочь им лучше понимать значения слов и использовать их в правильной контекстуальной форме.
Наконец, детское словотворчество также может помочь детям развивать свою креативность и воображение. Когда они создают свои собственные слова, они могут экспериментировать с различными комбинациями звуков и значений, чтобы создавать новые и интересные слова. Это может быть особенно полезно для детей, которые любят играть с языком и исследовать его возможности.
В целом, детское словотворчество является важным аспектом развития речи у детей. Оно помогает им расширять свой словарный запас, лучше понимать значения слов и развивать свою креативность.
Доскажи словечко
Цель: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое восприятие
Ход игры: Взрослый произносит фразу, но не договаривает ее до конца. Дети должны закончить это предложение
Ра-ра-ра-ра - начинается (игра)
Ры – ры –ры –ры – у меня в руках (шары)
Ша-ша-ша-ша – шли мы с Сашей (не спеша)
Волшебные очки
Цель: развивать творческие умения детей, творческое воображение.
Ход игры: Ведущий надевает «волшебные очки», которые могут предсказывать будущее и рассказывает, что когда наступит (зима, весна, лето, осень) то произойдет …..
Волшебный бинокль
Задачи: развивать словарный запас детей, воображение, познавательный интерес, освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей
Ход игры: ведущий показывает волшебный бинокль, и говорит, что если посмотреть в него, то он может изменить характер героя на противоположный. Ребенок смотрит в бинокль на сказочного героя через бинокль и рассказывает о его поступках, об изменениях в характере.
Чудо - дерево
Задачи: расширять оббьем словарного запаса детей, развивать творческие умения, умения отгадывать загадки.
Ход игры: перед игрой необходимо прочитать сказку К.И.Чуковского «Чудо дерево», и объяснить, что на нашем чудо – дереве будут расти не только сапожки, но и другие волшебные предметы. Необходимо разложить картинки, и ведущий загадывает загадки. Если ребенок правильно отгадал, то вешает картинку на чудо- дерево. И рассказывает, каким волшебным свойством может обладать данный предмет.
Складки – загадки
Задачи: учить внимательно, слушать текст, подбирать слова близкие по звучанию и по смыслу
Ход игры: Педагог читает отрывки из стихотворений, дети подбирают концовку (ходит по лесу хорек, хитрый маленький….)
Бывает – не бывает
Задачи: формирование семантических полей, расширить словарь антонимов, развивать творческие способности детей
Ход игры: взрослый произносит предложения, в которых есть ошибки. Необходимо определить какое слово в предложении звучит и используется неправильно, и заменить его словом с противоположным значением
Слово заблудилось
Задачи: формировать умение подбирать точные по смыслу слова
Ход игры: Взрослый читает стихи – небылицы, задача ребенка должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужное слово
Новые загадки
Задачи: развивать творческое мышление, умение составлять описательные рассказы.
Ход игры: каждый игрок берет себе по 4 предметные картинки, с изображением животных. Взрослый задает вопросы, помогающие описать загаданное животное. Выигрывает тот игрок, который первый отгадает загаданное животное
Шкатулка со сказками
Задачи: развивать связную речь ребенка, творческое мышление
Ход игры: ведущий из «волшебной шкатулки» достает произвольные фигурки. Игроки придумывают, кем или чем будут эти фигурки в сказке. После того, как первый игрок сказал 2-3 предложения, следующий ребенок достает другой предмет и продолжает сказку. Важно, что бы дети каждый раз заканчивали свою историю
Четвертый лишний
Задачи: развивать речевой слух, слуховую память
Ход игры: Взрослый называет четыре слова, ребенок должен выбрать то, которое не рифмуется с тремя остальными (мимоза, заноза, лужа, береза
Аплодисменты
Задачи: развивать слуховой слух детей
Ход игры: Взрослый называет пару слов, если есть рифма, ребенок должен хлопнуть, если рифмы нет, то ребенок должен поднять ручки вверх.
Чьи хвосты?
Задачи: закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные
Ход игры: Воспитатель рассказывает историю о том, что однажды животные в лесу проснулись увидели, что куда то исчезли их хвосты, нужно им помочь. Но для этого необходимо правильно назвать и отвечать на вопрос «Чей хвост»