МДОУ "Детский сад №63"

г. Петрозаводск, ул. Кутузова 44 - Б; ул. Краснофлотская, 35

Телефон

8(8142) 70-45-45 (ул. Кутузова 44-Б)

(8142) 77-01-73; 70-66-87 (ул. Краснофлотская 35)

Эл. почта rosinka-dou@yandex.ru

Нормы речевого развития. От рождения до года.

 

    Речевое развитие ребенка начинается с момента его рождения. В первые месяцы жизни он начинает издавать звуки, которые постепенно становятся все более разнообразными и сложными. К концу первого года жизни ребенок уже может говорить отдельные слова и фразы, что свидетельствует о нормальном речевом развитии.

   Не все дети достигают этого уровня в одно и то же время. Некоторые начинают говорить раньше, а другие позже. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и развивается по своему собственному пути. Однако, если ребенок не начинает говорить к первому году жизни, это может быть поводом для беспокойства и обращения к специалисту.

   В целом, нормальное речевое развитие от рождения до первого года жизни включает в себя несколько этапов. Важно наблюдать за развитием своего ребенка и поддерживать его в этом процессе, чтобы он мог достичь максимального уровня речевого развития.

Следует ориентироваться на нижеописанные стадии, отсутствие или пропуск одной из них может говорить о возможной патологии.

  1. Крик. Звуки имеют рефлекторный характер, так как новорожденный не имеет иного инструмента, кроме крика, для того чтобы позвать взрослого или сообщить о своих потребностях. Период от 0 и до 6-8 недель.

  2. Гуление. 2-5 месяцев – период, когда у крика появляется интонация, младенец издает гукающие звуки вперемешку с согласными, это первые «агу», «гы», «га» и другие. Этот этап сопровождается появлением первой улыбки, затем смеха.

  3. Лепет. 5-11 месяцев – для этого отрезка характерно появление в речи отдельных слогов, часто образующих короткие слова. Например: ма-ма, па-па, ба-ба, ня-ня и т.д.

  4. Первые слова. 10-12 месяцев – это время, когда лепетные слова малыш соотносит с конкретным человеком/предметом/игрушкой. То есть это не просто набор слогов, а, к примеру, «мама» уже адресовано именно родителю. Помимо этого, активно обогащается пассивный словарь: ребенок еще не в состоянии произнести многие слова, но он понимает обращенную к нему речь, понимает и выполняет простейшие просьбы – принести машинку, показать стул или мяч.

  В возрасте от рождения до 1 года формируются навыки речевого общения. В этот период ребенок начинает активно использовать жесты, звуки и слова для коммуникации. 

  К году у ребенка должен быть сформирован пассивный словарь из 150-200 слов, он должен уметь произносить около 20-30 слов и понимать несложные фразы.